Наши новости

Новая поставка итальянских платков и палантинов!

С приближением холодов спрос на палантины возрастает, поэтому мы постарались своевременно об … Подробнее
Дата: 12.10.2015

Весенние Скидки!

Начало весенних скидок на марку Tüzün.  Tüzün (Тузун) – известный турецкий производ … Подробнее
Дата: 16.04.2015

Презентация нового бренда!!!

    Впервые официально в России представлен производитель и бренд Tüz … Подробнее
Дата: 06.03.2015

Поздравляем Вас, Милые Дамы!

          Пусть всегда женский день не кончаетс … Подробнее
Дата: 04.03.2015

Полезная информация

 

СОСТАВ ТКАНЕЙ
 
Ткани состоят из волокон. Волокна могут быть натуральные (растительного и животного происхождения) и химические. Химические волокна, в свою очередь, делятся на две группы: целлюлозные, химические волокна - вискоза, ацетат, триацетат (из целлюлозы) и синтетические, химические волокна - полиэфир, полиамид, полиакрил и т. п. (из продуктов нефтехимии). Определить состав ткани очень важно, чтобы правильно обращаться с ней в процессе шитья, ухода, глажения. В этом разделе мы постарались собрать информацию о самых распространенных в современном производстве тканях. Также вы найдете здесь рекомедации по уходу

 

Ткани натуральные, растительного происхождения:
 
 
 ХЛОПОК (co/хл)- cotton, cotone, coton, baumwolle.
Очень прочная, удобная в носке и теплостойкая ткань. Особенно отличается гигроскопичностью, т. е. легко впитывает влагу и не становится влажной на ощупь и хорошо пропускает воздух. Хлопок почти не греет, то есть это идеальная ткань для летней одежды. Имеется махровый трикотажный хлопок (FELPA), ворсованный хлопок , он более теплый. 
Мерсеризованный хлопок - х.б. ткань, выдержанная в концентрированном растворе бикорбаната натрия под натяжением, такая ткань приобретает мягкий блеск, становится наиболее прочной и гигроскопичной. 
Хлопчатобумажные ткани сильно мнутся и садятся при стирке, если они не облагорожены (то есть не обработаны специальным способом).
Уход: Нецветной хлопок можно стирать при 95°С, цветной - при 40°С в стиральной машине, для белого хлопка можно взять универсальный стиральный порошок, для цветных - специальный для стирки тонких тканей или без осветлителя. Сушка в сушильном устройстве стиральной машины может вызвать сильную усадку. Аппретированную*хлопчатобумажную ткань после стирки, не выжимая, нужно вывесить сушиться, а затем прогладить утюгом в режиме "шерсть". Другие хлопчатобумажные, лучше гладить не до конца высохшими.
(АППРЕТИРОВАННАЯ ткань - это ткань, прошедшая химическую обработку для придания ей товарного вида и других достоинств с точки зрения потребителя)
 
 ЛЁН (li/лн)- lino, linen, lin
Это ткань с очень гладкой (не ворсится) поверхностью с матовым блеском. Лён мало загрязняется, легко впитывает влагу и быстро сохнет. Это тоже гигроскопичная ткань, поэтому она идеальна для влажной жаркой погоды. Такая ткань очень прочная, причем влажный лён еще более прочный, чем сухой. Лён более твердый и жесткий, чем хлопчатобумажные ткани. Мнется, но не так сильно, как хлопок. Лён хорошо переносит кипячение. 
Уход: Окрашенное полотно нужно стирать при 60°C, аппретированное при 40°С и при щадящем режиме стирки, если стирать его в машине, то лён можно стирать универсальным стиральным порошком, для небеленого и цветного льна лучше взять порошок для тонких тканей без отбеливателей. Машинная сушка нежелательна - лён может сесть. Глажение: утюжат лён всегда с увлажнением, при самой высокой температуре.
 
 РАМИ (ra/ра) - ramie 
Волокно китайской крапивы - бомерия белоснежная (лат. Boehmeria nivea)
Волокно рами обладает значительной прочностью и почти не подвержено гниению, что позволяет использовать его для выделки канатов. В прошлом волокно также широко использовалось для парусной ткани. Блеск волокна рами напоминает шёлк, оно легко поддаётся окрашиванию без потери шелковистости, поэтому может применяться в дорогих материях. Чаще всего используется в составах с другими волокнами. В джинсах, мягких, удобных, легко «дышащих» обычно есть рами, которая порой является основной составляющей таких тканей.
 
 
 
 
 
 
Ткани натуральные, животного происхождения:
 
 ШЕРСТЬ (wo/шр) - wool, woole, wolle, lana, lane,laine. 
Различные виды шерсти: шерсть мериноса (WM), альпака (WP) - шерсть лам-альпака мягкая, тонкая, с шелковистым блеском, очень ценная, шерсть ламы (WL), верблюжья шерсть (WK) - подшерсток или пух одногорбого верблюда. Верблюжью шерсть часто обрабатывают, не окрашивая, и используют для изготовления пальтовых тканей. У неокрашенной шерсти светло-коричневый цвет, мохер (WM) -обработанная особым способом шерсть ангорской козы, ангора (WA) - пух ангорского кролика, кашемир (WS), шерсть яка (WY), шерсть викуньи или вигони (WV).
Шерстяная ткань хорошо сохраняет тепло. Шерстяные ткани мало загрязняются и почти не мнутся. Иногда шерстяную одежду достаточно повесить на вешалку, чтобы с нее через некоторое время исчезли мятые складки. Из шерстяных тканей быстро выветриваются запахи пота, еды и дыма. Поверхность шерстяной ткани отталкивает капельки воды, но впитывает влагу в виде пара. Поэтому шерсть медленно сохнет. Легко сваливается, за счет чего становится еще более теплой и ветронепроницаемой.
Уход: Стирают шерсть только вручную стиральными порошками или жидкими средствами для тонких или шерстяных тканей. Максимальная температура воды при стирке составляет 30°С. Стирают ткань в большом количестве воды (лучше всего в ванной). Никогда не трут и не выкручивают. Аппретированную шерсть можно стирать в машине при 30°С в режиме для шерсти. Шерстяное изделие, достав из ванны с водой, нужно осторожно закатать в махровое полотно и горизонтально разложить для сушки. Ни в коем случае его нельзя сушить в сушильном устройстве, на радиаторах отопления или на солнце. Утюжить шерсть нужно в режиме "шерсть" с увлажнением или через влажную ткань.
 
Кашемир (ws/кш) - cashmere, cashemire, kaschmir, kashmir 
 
Кашемир -  это волокно редкое и драгоценное, ведь обладает чрезвычайными свойствами. Он добывается исключительно из пуха козы Hyrcus, обитающей в северных районах Азии, в основном в северных частях Китая, Монголии, Ирана и Афганистана. Для выживания в суровой среде обитания, с холодными зимами и жарким летом, коза Hyrcus развила под наружной грубой шерстью тонкий подшерсток (пух), называемый duvet. Это и есть кашемир - волокно невероятной легкости, мягкости и тонкости, с высокой теплоизоляцией от холода и жары, с отсутствием на него аллергических реакций.
Давным-давно, еще в 16 в., козы жили на Тибете, в Кашмире. От названия этого северного штата Индии и произошло слово «кашемир». Позднее, в 18 в. часть коз переселилась в пустыню Гоби и прилегающие к ней высокогорные районы. Что им не понравилось в Кашмире неизвестно, скорее всего, изменилась погода – потеплело. Дело в том, что кашмирские козы – настоящие экстремалы. Их любимая обстановка – горные пустыни на высоте 4-5 тысяч метров над уровнем моря, полное отсутствие растительной пищи и самое главное, резкие перепады температур в течение года. Эти козочки всегда предпочитали специфический климат: +40ºС летом и –50ºС зимой. И замечательно приспособились. Чтобы не замерзнуть в таких суровых условиях, у них каждый год вырастает шубка из двух слоев: верхний - грубая шерсть, нижний - тончайший и очень теплый пух. Весной подшерсток становится не нужен, и козы линяют. Чтобы получить пух кашемировых коз, ее вычесывают вручную, один раз в год, как раз во время естевственной линьки. Получить с одной козочки можно всего 250 гр. пуха в год. Например, на производство одного свитера нужно 800 гр. пряжи, а на пальто расходуется 1,5–1,8 кг кашемирового полотна, то есть пух 15 животных. Это одна из причин очень высокой цены на изделия из 100% кашемира.
Толщина кашемирового волокна не более 16-19 мкм (микрон). Его натуральные цвета – белый, коричневый, черный и серый. Белый пух – самый дорогой, т.к. его качество выше, и он может окрашиваться в различные цвета. Козы, производящие этот пух, большая редкость. Лучшие из них проживают в Монголии и Внутренней Монголии – территории, ныне принадлежащей Китаю. Похожие козы есть в Турции, Иране и Афганистане. Но их пух хуже - не такой тонкий, более грязный и более темный - его стоимость намного ниже. И что удивительно! Все попытки разводить кашмирских коз в других местах, например, в Австралии, Новой Зеландии, США, ни к чему не привели. При заботливом уходе и в более мягком климате драгоценный подшерсток мгновенно терял свои уникальные свойства: легкость и способность сохранять тепло.
Самые тонкие и длинные волокна кашемира называются «пашмина» (от перс. «pashm» - пух, подшерсток). Их толщина не превышает 13-15 мкм, что в 5 раз меньше человеческого волоса (50-75мкм)! Этот вычесывают с груди и живота козочки - его количество очень ограничено и составляет не более 50 г с одной козы. Нити из которых сотканы пашмины, максимально скручиваются, но благодаря ручной обработке изделие остается легким и воздушным. В старину настоящими пашминами считались ring-пашмины, настолько тонкие и легкие шали, что их можно было протянуть через кольцо, что и демонстрировала своим гостям французская императрица Евгения, которая испытывала особую любовь к тончайшим шалям. Пашмины могут содержать в составе до 30% шелка, чем больше шелковых нитей, тем более гладкой и блестящей получается шаль.
 «Шерстяной бриллиант», «Мягкое золото Азии», «Королевская пряжа», «Драгоценная нить»… Кашемир! Изысканный и шикарный, не стареющий и ультрамодный, утонченный и справедливо дорогой! Его выбирают первые лица государства и голливудские звезды, дизайнеры с мировым именем и иконы шоу-бизнеса. Президент Италии Берлускони любит щеголять в кашемире от Brunello Cucinelli. Пирс Броснан предпочитает кашемировые джемпера Ballantyne. А Гвинет Пэлтроу, Мадонна и Анжелина Джоли коллекционируют пашмины разных марок, дают им ласковые прозвища и носят не только на вечеринки, но и на вручения высоких наград.
Уход за кашемировыми вещами: Стирать лучше после 4-5 носки, рекомендуется ручная стирка, в чуть теплой воде до 30С со специальными средствами (лучше жидкими), предназначенными для стирки деликатных вещей. Активное трение только навредит, достаточно опустить вещь в раствор на 2-5 минут, потом тщательно прополоскать, затем отжать без выкручивания, положить вещь на сухое махровое полотенце, скатать в валик, чтобы избавиться от излишков воды. Разложить на горизонтальной поверхности, чтобы предотвратить вытягивание, сушить подальше от солнечных лучей и нагревательных приборов.
 
 
 
  ВИКУНЬЯ (вигонь)
Викунья одна из самых дорогих тканей в мире. Этот материал получают из шерсти ламы-викуньи, редкого и охраняемого животного, самого мелкого представителя семейства верблюжьих, стада которого обитают в перуанских Андах на высоте 5000 метров. Викуньи состоят в родстве с ламой и альпакой. Это самое тонкое и редкое натуральное волокно толщиной от 10 до 13 микрон и длиной от 20 до 25 мм. Викунья самая элитная из шерстяных тканей, из-за своей редкости и уникальных характеристик ее стоимость в четыре раза превышает стоимость кашемира. Викунья изображена на гербе и флаге Перу. Только несколько фирм-производителей одежды имеют эксклюзивное право на использование этой драгоценной шерсти.
 
 
 
 
 ШЁЛК (se/шл) - seta, silk, seide, soie.
История происхождения: Шелк впервые появился в Китае примерно в 5 веке до н.э.,  на берегах Великой Желтой реки. Шёлк быстро стал популярной тканью во многих областях,  доступных для китайских торговцев, из-за своей структуры и блеска. Спрос на эту экзотическую ткань, в конечном счете, создал прибыльный торговый маршрут, теперь известный как Шёлковый Путь. Протяженность Шёлкового Пути составляла 7 тысяч километров, от  Китая до Средиземного моря, главный торговый рынок находился в Дамаске. Немногие люди проходили весь маршрут, была налажена сеть посредников. Все ответвления Великого шелкового пути, которые вели в Восточный Туркестан и Китай, Индию и Южный Кавказ, Иран и Византию и далее в Европу, пересекались в Центральной Азии, на территории современного Узбекистана. Оттуда, товары отправлялись через Средиземное море. В средние века шелковое дело становится одной из главных отраслей промышленности в Венеции (XIII век), в Генуе и Флоренции (XIV век), в Милане (XV век). А уж в XVIII веке по всей Западной Европе. Эти страны ткали собственный шелк, ведь до этого момента в Китае за попытку вывести за его пределы листья тутового дерева и личинок шелкопряда наказывали мучительной смертью.
Шелк - мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Длина шелковой нити достигает 800—1000м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме отражает свет, что вызывает красивое переливание и блеск.
Одежду из шёлка приятно носить в любую погоду: она греет в холод и не нагревается в жару. Шёлковые ткани на ощупь никогда не становятся влажными, шёлк быстро испаряет влагу с поверхности кожи. Кстати, пот может стать причиной появления пятен. Такие пятна могут сделать шёлк ломким. Поэтому в нижней части оката рукава пришейте к одежде косую бейку с закругленными концами в качестве подмышников. Самым высококачественным считается крученый шёлк, он добывается из длинных нитей из середины кокона. "Шёлк-бурет" - один из низкокачественных видов шёлка, он добывается из волокон оболочки кокона. "Чесуча" - шёлк, добытый из коконов дубового шёлкопряда. В зависимости от качества, вида переплетения и отделки тканей, шёлк бывает очень легким и мягким или тяжелым и жестким. Шёлковые ткани мнутся в разной степени, опять же в зависимости от качества. Высококачественный шёлк практически не мнется. Изделия из тафты, шёлковой парчи, шёлкового шифона, шёлковой органзы, шёлкового сатина и шёлкового креп-жоржета нужно отдавать в химчистку. При стирке любой шёлк сильно линяет.
*Натуральный шелк, благодаря содержанию в нем 18 аминокислот, необходимых для организма человека, замедляет старение кожи и защищает эластичность подкожных сосудов!
Уход: Шёлк стирают только вручную при 30°С, мягким стиральным порошком или жидким средством. Шёлк нельзя тереть, выжимать и выкручивать. Шёлк нужно хорошо прополоскать сначала в теплой, затем в холодной воде. В последнюю воду для полоскания можно добавить немного уксуса, который освежит краски шёлка.
Шёлк удобно стирать следующим способом: Поместите ткань в ванну с большим количеством воды. Добавьте в воду четверть чашки уксуса. Оставьте ткань в воде на 1 час, затем стряхните с нее воду. Прополощите ткань в воде комнатной температуры. Не выжимайте, и лишь слегка отожмите из нее воду и просушите на полотенце. Шёлк нельзя сушить в сушильном устройстве. Влажные изделия осторожно заворачивают в ткань, слегка отжимают воду и вешают или раскладывают в горизонтальном положении. Шёлк нельзя сушить на солнце или вблизи отопительных приборов. Шёлк нужно гладить умеренно нагретым утюгом в режиме "шёлк", только с изнаночной стороны. "Чесучу" гладят только после того, как она полностью просохнет, все остальные виды шёлка гладят слегка влажными. При утюжке шёлк нельзя сбрызгивать водой, от этого на нем могут появиться разводы.
Ткани искусственные:
 
 ВИСКОЗА (vi/ви) - viscosa, viscose
На основе натурального волокна, полученное путем химической обработки. Вискоза - это целлюлоза без каких-либо примесей. Вискозные ткани изготавливаются в зависимости от назначения, им придают вид шёлка, хлопка, шерсти или льна за счет блестящей или матовой поверхности, толщины и извилистости волокон. Вискоза лучше впитывает влагу, чем хлопок, но она не такая прочная.
Уход: Стирают вискозу в машине или вручную. В машине - при щадящем режиме при 30°C стиральным порошком для тонких тканей. Вискозу нельзя тереть, выкручивать или отжимать в центрифуге. Изделия из вискозы можно повесить для сушки, не отжимая, или закатать в простыню и осторожно отжать. Вискозу нельзя сушить в сушильном устройстве. Гладят вискозу в режиме "шёлк" влажной или через влажную ткань.
 
 
РЭЙОН (ry/рн) - Rayon (другое название вискозы)
До 1925 все ткани из целлюлозы назывались «искусственный шёлк». В 1925 г. Федеральная комиссия по торговле США присвоила им название «рэйон» (rayon). В 1952 г. та же комиссия официального разделила целлюлозные ткани на две группы – «чисто целлюлозные» (рэйон) и «состоящие из целлюлозных соединений» (ацетат). В Европе встречается как "rayon" так и "viscose", в России - "вискоза".
Характеристики рэйона: полотно мягкое, хорошо впитывает влагу, быстро сушится, хорошо драпируется, мало электризуется.
Уход: Стирать в слегка тёплой воде, не отжимать. Гладить влажными, с изнаночной стороны на средней температуре.
 
 МОДАЛ (md/мо или мд) - Modal 
Целлюлозное волокно. Вискоза четвертого поколения, символизирующая качество и комфорт. Хорошо поглощает влагу. Свойство волокна modal впитывать на 50% влаги больше и быстрее, чем хлопок, оставляя при этом тело сухим. Это делает modal идеальным компонентом в смесовых тканях. В сочетании с хлопком оно улучшает внешний вид, предотвращает формирование налета и появление жесткости, что обычно происходит после многократных стирок. Волокно modal очень легкое, в результате и изделия из него - тоже легкие и мягкие. Применяется для изготовления нательного белья и чаще всего для производства домашней, спортивной одежды и одежды для летнего отдыха. 
МИКРОМОДАЛ (mmd/ммд) - Mikromodal
Экстремально тонкое целлюлозное волокно, производимое по технологии прядения вискозы из целлюлозы букового дерева.
Уход: см. "вискоза"
 
АЦЕТАТ (ас/ац) - acetato, acetat, acetate И ТРИАЦЕТАТ (ta/та) - triacetat
Такие ткани cостоят из ацетилцеллюлозы. Они имеют слегка блестящую поверхность и внешне похожи на натуральный шёлк. Хорошо сохраняют форму и почти не мнутся. Они плохо впитывают влагу и плавятся при высоком нагреве, поэтому эти ткани хорошо подходят для плиссировки. 
Уход: Ткани, в состав которых входит ацетат, стирают вручную или в машине при 30°С в щадящем режиме. Ткани, содержащие триацетат, можно стирать в машине при обычном режиме при температуре 70°С. Эти ткани нельзя сушить в сушильном устройстве. Для сушки их нужно подвешивать. Эти ткани сохнут быстро и почти не нуждаются в утюжке. Если вы хотите их отутюжить, то делайте это с изнаночной стороны, в режиме "шерсть/шёлк".
 
 ЛИОЦЕЛЛ (li/ли) - lyocell или Tencel® (Тенцель)
Лиоцелл относится к новому поколению целлюлозных волокон (волокно эвкалипта). Впервые изготовлены в 1988 году. Лиоцелл выпускается под различными коммерческими названиями: Tencel® (Тенцель), Орцел®. Получение волокна лиоцелл основано на процессе прямого растворения целлюлозы в N-метил-морфолин-N-оксиде.Ткани с волокнами Лиоцелл используются при изготовлении различной одежды, чехлов для матрасов и подушек, постельного белья. Ткани из лиоцелла имеют ряд преимуществ: они приятные на ощупь, прочные, гигиеничные и экологичные, гипоаллергенные, более эластичные и гигроскопичные, чем хлопок. Считается, что ткани из лиоцелла могут составить серьёзную конкуренцию тканям из природных волокон. Хорошо впитывает влагу и пропускает воздух, обладает высокой прочностью в сухом и влажном состоянии, хорошо держит форму. Имеет мягкий блеск, присущий натуральному шёлку.Хорошо окрашивается, не скатывается, не меняет форму после стирки. Не требует особого ухода.
 
 БАМБУКОВОЕ ВОЛОКНО
Бамбуковое волокно - один из видов регенерированного целлюлозного волокна - получают не напрямую из растения, как лен или хлопок,  по аналогии с вискозой, из целлюлозы, выработанной из растения (а потому, по тонкости и белизне оно напоминает классическую вискозу). При производстве бамбукового волокна часто используется технология мерсеризации - обработки раствором бикорбанатанатрия. Мерсеризированный бамбук приобретает мягкость и характерный шелковистый блеск. Такая ткань наиболее прочна и гигроскопична. 
Специфические свойства бамбукового волокна позволяют использовать его в производстве самых разнообразных тканей - от костюмных до бельевых, от модного "шелка" до денима. Но лучше всего бамбук подходит для производства рубашечных и блузочных тканей. Из бамбука также производят не только одежду, но и домашний текстиль, и постельное белье. 
Свойства: экологичность, воздухопроницаемость (выше хлопка), гигроскопичность, антибактериальные или бактерицидные свойства (снижает воспалительные процессы на коже), дезодорирующие свойства (препятствует возникновению запахов) и останавливающими рост бактерий, гипоаллергенность, несминаемость, прочность, износостойкость, антистатический эффект, цветоустойчивость, защита от ультрафиолетовых лучей. 
Исследования показали, что в отличии от других антимикробных тканей, требующих специальной химической обработки, ткань из бамбука обладает натуральными антимикробными свойствами (сам бамбук в природе практически не подвержен нападению вредителей) благодаря естественному антибактериальному агенту, связанному с молекулой целлюлозы из бамбука. Компонент, предотвращающий размножение бактерий, называется "bamboo kun" (бамбу канн). Результаты тестов показывают, что более 70% бактерий, помещенных на бамбуковое волокно, были уничтожены естественным образом. Свои антибактериальные свойства бамбук сохраняет в процессе производства волокна. Также показано, что даже после 50 стирок волокно сохраняет антибактериальные свойства с подавлением роста бактерий более 70%.
Благодаря своим гигроскопическим свойствам бамбуковое волокно стало активно использоваться и в спортивных тканях, особенно в двухслойных (на лицевой стороне - полиэстер, на внутренней - бамбук). Ткани из бамбука прекрасно сочетаются как с роскошными, так и с самыми простыми материалами.Достаточно всего 50% бамбука чтобы изменить свойства привычной хлопчатобумажной ткани.При добавлении к бамбуковому волокну 33% шелка, получается новая ткань, напоминающая по своим свойствам смесь шелка с люксовым хлопком - чрезвычайно легкую на ощупь и очень комфортную.
Внешний вид и качество бамбуковых тканей: По тонкости и белизне бамбук напоминает классическую вискозу, она мягкая и шелковистая. Бамбуковые ткани обладают легким естественным блеском и эффектным внешним видом, поэтому смотрятся шикарнее хлопковых. Бамбуковая одежда очень легка, легче хлопка, дает ощущение невесомости.
Уход за текстилем из бамбука - стирка при температуре 30 градусов, ручная или в машине.
 
Ткани синтетические:
 
 ЭЛАСТАН (el/эл) -  Elasthan*
Эластан - эластичный синтетический материал (полиуретановое волокно или эластомерная полиуретановая нить — это синтетическая нить, получаемая на основе полиуретановых каучуков) со степенью растяжения 500-700%. 
Эластан - сильно растяжимое волокно, известное в основном как лайкра или спандекс. Редко используется в чистом виде, добавляется к другим волокнам. В результате ткани становятся эластичными и немнущимися. Эластан - прочное волокно. Уход: Стирают ткани с эластановыми волокнами порошками для тонких тканей. В сушильном устройстве сушить нельзя. Температура стирки и утюжки зависит от того, какие волокна входят в вашу смесовую ткань.
 
*ЛАЙКРА (ly/эл) - Lycra 
Lycra — эластичное синтетическое волокно, полученное в 60-х гг. XX в. в лабораториях фирмы «Дюпон» (сейчас является брендом фирмы «Invista», которая была частью компании DuPont), так же называют и текстильные полотна, выработанные из этих волокон, это самый известный бренд, название которого ассоциируется с эластаном. Это высокорастяжимое волокно выдерживает семикратное растяжение и немедленно возвращается к исходному состоянию. Смесовые ткани с добавкой лайкры обладают повышенной эластичностью, формоустойчивостью и комфортностью. Из лайкры шьют купальники, очень плотно, как вторая кожа, облегающие тело, тонкие колготы, облегающие джинсы, спортивные костюмы, платья и др. Ткань не требует особого ухода. Аналогом является спандекс.Особую популярность «Лайкра» обрела потому, что практически во всем мире так называли любой вид эластана. «Invista» не одобряет подобное заблуждение, всячески защищая свою торговую марку.
 
 **СПАНДЕКС (sp/эл) - Spandex
«Спандекс» (Spandex) — общее название полиуретановых эластичных нитей, которое, в отличие от названий большинства волокон, не является производным от их химического состава. Слово появилось в результате перестановки слогов в слове «expand» (растягивать). В Северной Америке предпочитают говорить «спандекс», за её пределами — «эластан» (elastane).
 
***Другими торговыми марками полиуретановых волокон, помимо прочих, являются «Эласпан» (Elaspan) также производства фирмы «Инвиста», «Дорластан» (Dorlastan) фирмы «Asahi Kasei» и «Линель» (Linel) компании «Fillattice».
 
 
СТРЕЙЧ (Stretch) 
Стрейч - ткань с содержанием эластана. Небольшого количества эластичного волокна (спандекса, лайкры) достаточно, чтобы придать ткани особую тягучесть.
 
МИКРОВОЛОКНА (Microtecstil)
Микроволокно или микрофибра (microfibre или microfiber) — ткань, произведенная из волокон полиэфира, также может состоять из волокон полиамида и других полимеров. Микроволокно - это тончайшее волокно, 100 километров которого весят всего 6 граммов (сравните: 100 километров паутины шелковичного червя весят 13 граммов). Изготовляется микроволокно по особой новой технологии из полимерного материала. Микроволокнистые ткани – изделия высокой технологии, производится из полиэфирных волокон, намного более тонких, чем нити шелкопряда. Микроволокновые ткани настолько плотные, что непроницаемы для ветра и дождя. В то же время они пропускают пот, то есть способствуют дыханию кожи. Ткани не впитывают влагу, а пропускают ее наружу. Уже потом с их поверхности влага испаряется. Одежда из микроволокновой ткани внутри всегда сухая. Микроволокновые ткани мягкие, легкие, прочные и не требующие особого обращения. Уход: можно стирать в машине при 40°С в щадящем режиме. Их нельзя отжимать в центрифуге и сушить в сушильном устройстве. Микроволокновые ткани подвешивают для сушки влажными. Утюжат в режиме "шёлк". При полоскании микроволокновых тканей в воду нельзя добавлять смягчающие средства, иначе ткани потеряют водоотталкивающие свойства.
 
МИКРОФИБРА (mf/мф) - Microfibre 
Микрофибра - это материал из волокна микрофибра, произведенная из полиэстера (она может быть как трикотажной, так и тканной). Микрофибра обладает высокой устойчивостью, у нее богатая палитра ярких оттенков, эта ткань полностью поддается стирке. Микрофибра долговечный и приятный материал, слегка напоминающий замш, как визуально, так и наощупь. 
 
 
 
 
 
 
ПОЛИАМИД (ny/нл или па)- Naylon/Polyamide
Первое синтетическое волокно, самое прочное относительно разрыва и истираемости. Абсолютно неэластичное, прочнон на износ, легкое, не садится, не мнется. Наиболее известны нейлоновые ткани. Свойства и уход такие же, как за микроволокновыми тканями. Гладить полиамид нужно при самом низком нагреве и без пара.
 
 НЕЙЛОН (ny/нл) - Naylon
Нейлон - синтетический материал, состоящий из полиамидов (со структурой, похожей на структуру белков). Разработан в США в 1930-х гг. Производится в виде волокон, нитей, полотен. Характеризуется эластичностью и прочностью и используется главным образом в производстве ниток, веревок, тканей и трикотажа. Существует множество видов нейлона. Жесткость и прочность или мягкость и эластичность разновидностей нейлона меняется в зависимости от их состава. 
Существует версия, что слово «нейло́н» произошло от названий городов Нью-Йорк и Лондон (NYLON = New York + London).
 
 
 
 ПОЛИЭСТЕР (pl/пэ) - Polyester 
Полиэстер - это общее название полиэфирных волокон и материалов, получаемых из расплавов полиэтилентерефталата. Обладает при этом высокой прочностью и износостойкостью. Хорошо сохраняет форму, не мнется, устойчив к свету. Очень прочен и мягок. Хорошо держит форму при нагревании, в результате прекрасно подходит для плиссе. Не поражается молью.
Уход: стирка при 40°С в стиральной машине. При более высокой температуре на ткани образуются замятые складки, которые затем почти невозможно удалить. Белые ткани стирают универсальными стиральными порошками, цветные - порошками для синтетических тканей. Полиэстер сохнет быстро. Он не требует утюжки. Но если вы захотите отгладить полиэстер, то делайте это только теплым утюгом в режиме "шёлк" через влажную ткань.
 
 
 АКРИЛ (pa/ак/пак) Acryl и ПОЛИАКРИЛ (ра/пак) Polyacrylic
Акрил - синтетическое волокно, формоустойчивое, прочное, жёсткое, устойчивое к окрашиванию, защищенное от моли, получаемое путём формования из растворов полиакрилонитрила или его производных. Применяют для изготовления трикотажных изделий, костюмных тканей, в том числе используется в виде напыления, для придания материалам водоотталкивающих свойств. Также применяется в различных технических изделиях. Достоинства: прочность, износоустойчивость, дешевизна.Недостатки: низкая эластичность, негигиеничность. Уход: специального ухода вещи из акрила не требует, они так же, как и все синтетические ткани, просты в обращении: прекрасно стираются при температуре воды до 30 градусов, быстро сохнут, практически не требуют глажения.
 
 
Полиакрил - Мягкое и легкое, оно внешне и на ощупь похоже шерсть, за что его по праву называют «искусственной шерстью». Это сходство не только внешнее: волокно представляет собой очень объемные пушистые извитые нити и способно связывать много воздуха, за счет чего изделия из максимально сохраняют тепло. Используется полиакрил, главным образом, в производстве тканей для верхней одежды в смеси с другими волокнами, чаще с шерстью. Его относительная дешевизна позволяет снижать стоимость производимого материала и одновременно повышать его прочность, добавлять устойчивость внешним факторам. Частое применение находит в изготовлении искусственного меха, трикотажных изделий, как полностью выполненных из полиакриловой пряжи, так и в смеси с шерстью или мохером, что позволяет создавать пушистые и в то же время хорошо сохраняющие форму изделия. Однако, по сравнению с другими полимерами, его прочность можно охарактеризовать как среднюю. Часто используется для изготовления ковровых покрытий в сочетании с полиамидом, который значительно повышает устойчивость к истиранию. Полиакрил также применяют в декоративных обивочных тканях благодаря его хорошей устойчивости к загрязнениям и водоотталкивающим свойствам.
Главными недостатками данного материала является его способность электризоваться и низкая гигроскопичность - и следовательно он является негигиеничным для человека. Со временем полиакрил может скатываться и пилинговаться, т.е. образовывать "катушки" на одежде.
Торговые названия: нитрон, акрил, панакрил, орлон, акрилан, кашмилон, куртель, дралон, и др. Полиакрил легко поддается модификации - созданию высокотехнологичных волокон на основе "классических" полиакриловых с целью придания им специальных заранее заданных свойств. Например: AMICOR® - торговая марка акрилового волокна с антибактериальным эффектом. Его создание позволяет повысить гигиенические свойства полиакрила.
 
 
  МЕРИЛ  Meryl – микроволокно на основе полиамида. Это гладкие и текстурированные, крученные и не крученные блестящие, матированные и сильноматированные нити на основе «найлон-66», разработанные фирмой «Nylstar». Основными характеристиками мерила являются: легкость, гигроскопичность, эластичность, отсутствие пиллинга и электризуемости. По шкале макромеханических свойств мерил позиционируется между натуральными и синтетическими нитями, что означает максимальное приближение нитей мерил по форме к натуральным волокнам. По шкале потребительских свойств мерил выше и натуральных и синтетических волокон. Чрезвычайная легкость мерила обеспечивает комфорт, а также легкий уход. Уход: стирка при высокой температуре (98°С) и машинная стирка. Быстрая сушка (сохнет быстрее хлопка в 3 раза). Не нужно гладить. 
 
ТАКТЕЛЬ (ta/та) - Tactel 
Тактель - это торговая марка ряда высокотехнологичных полиамидных нитей , зарегистрированная компанией DuPont . Эта ткань обладает высокими тепловыми характеристиками, благодаря уникальной способности волокон отводить потовые выделения тела на внешнюю поверхность одежды, где они испаряются. Способ изготовления Тактеля позволяет добиться повышенной ветронепроницаемости, ткань ''дышит'', быстро сохнет, легко стирается и обладает высокой износостойкости. Двухслойный материал позволяет моментально переносить влагу с внутреннего слоя на внешний, где она быстро испаряется. Тело остается сухим и не переохлаждается. Тактель может быть блестящим и матовым, бархатистым и шелковистым. В составе пряжи тактель используют вместе с мохером, акрилом, полиамидом. Идеальное волокно для спортивной одежды и одежды для экстримальных условий. Уход: легко стирается, не дает усадки в процессе стирки, быстро сохнет (в 8 раз быстрее хлопка).

 

КАКИЕ БЫВАЮТ ТКАНИ?! 
 
Ажур - ткань со сквозным орнаментом из различной пряжи (хлопковой, шелковой, шерстяной), а также изделие из такой ткани. Особенно популярен ажур был в первой половине XIX века.
 
Аксамит - золотая или серебряная ткань с травами и разводами, плотная и ворсистая, как бархат. Чтобы выдержать тяжесть золотых (или серебряных) нитей, ткань формировали из шести нитей - двух основных и четырех уточных. Узор на ткани делали с помощью крученой золотой нити.
 
Алтабас - плотная шелковая ткань с орнаментами или фоном из золотой или серебряной нити, разновидность парчи. Алтабас ценился очень высоко и применялся для нужд царского двора, церкви.
 
Атлас - ткань с очень блестящей поверхностью особого типа переплетения. Ткань гладкая, как подкладочная, иногда атлас применяют и для подкладки. Атлас - по-арабски "гладкий". На Руси известен с XV века. Атласы были венедицкие, виницейские, кизыл-башские, китайские, турские, немецкие; одноцветные, разноцветные, золотные и т.д. Из атласа шили платны, опашни, кафтаны, ферязи, зипуны, шубы, летники, телогреи, тафьи, кики-, шапки, рукавицы, штаны, чулки, чоботы, башмаки, одеяла, занавески. В XIX веке различали несколько видов атласа. Например, атлас ментенон - на темном или светлом фоне затканы цветы, будто вышиты; трианон - фон и рисунок контрастного цвета, рисунок на ткани - листья с букетами гвоздик, помпадур - атлас темных оттенков с затканными гирляндами золотистого цвета.
 
Ацетатный шелк - шелк из искусственного волокна, впервые полученного в США химиками Celanese Corp. of America в 1925 году.
 
Байка - мягкая шерстяная или бумажная ткань с длинным ворсом. Первое упоминание о ней встречается в "Переписной книге домовой казны патриарха Никона" 1668 года: "сукне красного байки, мерою два аршина". Слово "байка" пришло в Россию, вероятно, из польского языка, а в нем является заимствованием из голландского через немецкий язык. Первоначально шерстяная байка окрашивалась в каштановый цвет, позже ее стали делать самого разнообразного цвета и даже в клетку. Со второй половины XIX века изготавливают в основном хлопчатобумажную байку разных сортов, цвета.
 
Бареж - ткань в технике газового ткачества из шелка, шерсти, хлопка. Названа по местечку Бареж во Франции. Была очень популярна в России в первой половине XIX века. Ткань очень непрактична в носке. В XX веке она вышла из употребления.
 
Бархат (велюр - французское название бархата) бывает тонкий и блестящий (например, панбархат), матовый, толстый или плюшевый. В любом случае для него типичен стоячий в определенном направлении ворс. Есть также бархат структурной выделки или с узорами, из хлопка или искусственного шелка.
 
Бархат в рубчик - это ткань в рубчик.
 
Вареный бархат - коротковорсовый мягкий бархат в рубчик, который можно стирать и гладить.
Слово "бархат" восходит к арабскому "барракан" - "род черной одежды", в русский язык пришло из немецкого. Ткали его с двумя нитями основы, одну из которых навивали на пруток (металлический или деревянный) - получались петельки, их разрезали - образовывался ворс. Длина ворса зависела от толщины прутка. Бархат с неразрезанными петельками назывался петельчатым. "Рытые" бархаты имели гладкий атласный фон и узор из ворса. У двоеморхих фон с коротким ворсом, а узор - с длинным. В 1584 году за один аршин бархата венедицкого гладкого (венецианского) платили один рубль. В XVII веке бархат стали вырабатывать в Москве. Уже знали бумажный бархат - бархатель (позже его называли плисом). У золотного бархата весь фон был заткан золотой нитью, а у аксамического узор выполнялся петельками золотой нити. В 1247 году в Венеции была учреждена гильдия ткачей бархата. В эпоху поздней готики и Ренессанса большой популярностью пользовался узорный бархат. Рисунок для ткани часто создавался известными художниками. В XVII веке на смену шелковому бархату пришел шерстяной, а позднее - хлопчатобумажный. Бархатный двор в Москве под руководством Ивана Дмитриева был основан в 1623 году. В XVIII-XIX веках бархат использовался в качестве отделки для мужской и женской одежды.
 
Батист - мягкая, тонкая хлопчатобумажная ткань, имеющая полотняное переплетение нитей. Из батиста шьют детское белье, носовые платки. Батист изготавливается из натуральных и искусственных волокон.
Батист бывает льняной и хлопчатобумажный. Льняной выше качеством, из длинных ровных волокон. В старину батистовую пряжу вырабатывали в сырых подвалах, чтобы добиться высокого качества. Со временем нашли способ сохранять пряжу влажной, вводя в нее гигроскопичный глицерин.
Слово "батист" - французское. Ткань названа именем фламандского ткача Батиста из Камбре, первым получившего ее в XIII веке. В начале нашего века лучшую ткань вырабатывали во Франции и Бельгии. На рубеже XIX-XX веков высоко ценился шотландский бумажный батист, или батистовый муслин.
 
Бельсет - ткань из микроволокна с ворсистой и мягкой поверхностью, похожей на кожицу персика. Имитация велюровой кожи.
Болонья - капроновая плащевая ткань с односторонним водонепроницаемым покрытием. Ткань названа в честь итальянского города Болонья, где впервые изготовили эту ткань.
 
Бостон - плотная чистошерстяная ткань саржевого переплетения, в две или более нитей. Названа так по породе овец бостон, разводимых в Англии. Обычно бостон - ткань темных, густых тонов - синего, черного, иногда коричневого, с двусторонней выделкой. Была актуальна до конца 60-х годов XX века. Ее популярность связывают с вальсом бостон.
 
Брезент - грубая, плотная, льняная или хлопчатобумажная ткань, пропитанная водоупорным и противогнилостным составом. Применяется для спецодежды, чехлов.
 
Брокатель - легкая и изящная шелковая ткань с небольшими золотыми или серебряными букетами, оттененными иногда цветными нитками. Ткань была модной в конце XVII века, из нее шили летнее платье.
 
Букле - шерстяная ткань с узелковой поверхностью и нерегулярно расположенными петельками. В шерстяную ткань простого переплетения вводится пряжа фасонной куртки, отчего на ее поверхности образуются петли и узелки. Из толстого букле шьют пальто и костюмы, тонкое идет на платье.
 
Бумазея - мягкая бумажная ткань саржевого, реже полотняного переплетения с начесанным ворсом на изнанке. Первоначальное название ткани - бумажная. Слово впервые встречается в русских таможенных книгах первой половины XVII века. Из этой ткани шьют нижнее белье, детские веши. В отличие от байки выпускалась крашеной, с орнаментами.
 
Буфмуслин - хлопчатобумажная ткань, очень тонкая, почти прозрачная, разновидность кисеи. Особенно ценилась эта ткань в XVII - начале XIX века. Позже в платьях из этой ткани ходили лишь молоденькие девицы, а дамы использовали буфмуелин для домашней одежды.
 
Бязь - бумажная прочная, довольно грубая ткань, вид толстого миткаля. Широкая бязь называется "полотно". Используется в основном для изготовления постельного белья. В XVI-XVIII веках бязь привозили из Хивы и Бухары, откуда и пришло восточное название ткани (по одной из версий - татарское). В старину бязь именовалась по-разному: азиатская, персидская или бухарская ткань, бумажный холст. Бязь шла на подкладку кафтанов, ширинки (платки). Была двух сортов: простая - шиля; лучшая, более тонкая, с последующей отбелкой - ханагай.
 
Ватин - вязаное полотно с односторонним и двусторонним начесом, выработанное с применением мягких толстых нитей; слой волокон, соединенных между собой определенным способом, например трикотажно-прошивным. Используется для утепления одежды.
 
Вельвет - ткань, созданная на основе хлопка и вискозного шелка. Типична выработка с рубчиком с различной высотой ворса на лицевой стороне. Вельвет очень прочен. Ткань имеет много различных наименований. Например, манчестерский вельвет, вельвет с широким рубчиком, вельвет с узким рубчиком, бархатистый вельвет, хлопчатобумажный вельвет, вельвет с орнаментом, эластичный вельвет.
 
Вельвет-корд имеет широкие рубчики (около 5 мм) и высокий ворс.
 
Вельвет-рубчик с узкими рубчиками (2-3 мм) и низким ворсом.
 
Вельвет фасонный имеет рисунок, состоящий из комбинаций гладкой и ворсованной поверхности.
 
Вельветон (или обезьянья кожа) - прочная, плотная, ветронепроницаемая хлопчатобумажная ткань, из которой обычно шьют спортивную одежду. Имеет бархатистую поверхность, с лицевой стороны начесанный, заглаженный ворс. Напоминает замшу.
Будучи разновидностью бархата, вельвет вошел в обиход россиян со второй половины XIX века под заимствованным названием. Сначала его использовали в декоративных целях, как ткань для одежды применяется только в XX веке. Особенно модным становится в 1960-70-е годы.
 
Велюр - общее название материалов, поверхность которых ворсистая и отчасти напоминает бархат. Сюда относятся не только ткани (хлопчатобумажные, шерстяные, искусственный шелк), но и фетр, кожа. В некоторых странах велюром называют бархат и вельвет. Велюр - ткань с бархатистой поверхностью, образуемой мягким ворсом. Встречается несколько разновидностей.
 
Велюр-бархат - мягкий бархат с ворсом из вискозного шелка на полотне из креповой ткани натурального шелка.
 
Драп-велюр - чистошерстяная тонкосуконная ткань с густым, коротко постриженным, начесанным ворсом на лицевой стороне.
 
Вигонь (викунья) - мягкий материал или пряжа из шерсти животных рода лам, распространенных в некоторых странах Латинской Америки. Шерсть этого вида ламы получить очень сложно (животное надо только вычесывать, а не стричь). Поэтому вигонью обычно называют ткань из отходов хлопка в смеси с шерстью. Сходство вигони с тканью из шерсти викуньи (вида ламы) лишь внешнее: цвет - коричневый или бурый, лицевая поверхность слегка пушистая за счет вкрапления шерстяных нитей. Но она в отличие от высококачественных шерстяных волокон не ноская. В XX веке ткань встречается редко, а пряжа вигонь распространена широко.
 
Виши - название этой клетчатой ткани происходит от французского города Виши, где она была создана в 1850 году. Раньше узор в мелкую клетку выполнялся только красным или синим с белым цветом. Теперь с белым сочетают и другие цвета. Чаще всего этот узор встречается на хлопчатобумажных тканях. Когда-то ткань использовали для постельного белья и одежды сельских жителей. Сейчас из нее шьют мужские сорочки, платья в фольклорном стиле, а также занавески, скатерти и салфетки.
 
Вуаль - прозрачная ткань полотняного переплетения, чаще всего из хлопка.
 
Габа - очень плотное белое сукно, применявшееся для изготовления верхней одежды. Отличалось высокими водоотталкивающими свойствами.
 
Габардин - очень плотно сотканная ткань с особым переплетением хлопка и шерсти или искусственным волокном. Из-за прочности габардин часто используют для женских и мужских костюмов и пальто. Современные габардины изготавливаются со специальной водоотталкивающей пропиткой. Цвет ткани в основном серый, реже синий.
 
Газ - легкая, тонкая, прозрачная шелковая или хлопчатобумажная ткань особого газового переплетения, у которой нити утка и основы сохраняют пространство. Способ ткачества обуславливал сорт газа. Это могли быть атлас, саржа или полотно.
 
Гарус - род шерстяной ткани, получившей название по городу Аррасу во Фландрии, где первоначально ее вырабатывали. В. Таможенных книгах Тихвинского монастыря XVII века упоминается о "100 аршинах гарусу".
 
Гипюр - (франц. Guipure – воздушная вышивка) – ажурное полотно из крученых нитей, составленное из шитых иглой фрагментов, которые скреплены между собой тонкими связками. Изготавливались из тончайших хлопчатобумажных или шелковых ниток. В XVI в. из гипюров изготавливались мантильи. Сейчас гипюр производят машинным способом. Новейшая технология – вышивка наносится на тонкую основу, которая растворяется в процессе дальнейшей обработки.
 
Глазет - от французского слова - "глянцевитый". Парча с цветной шелковой основой и вытканными на ней золотыми и серебряными узорами. Из глазета шили, например, нарядные камзолы (XVIII-XIX века).
 
Гленчек - шерстяная или смесовая ткань с особым узором (клетка, состоящая из основного квадрата и квадрата поверх него). В зависимости от типа переплетения получается "куриная лапка" или клетка-пепита. Гленчек в народе именуют шотландкой. Эта ткань носит другие названия, связанные с именами исторических личностей, которые любили одежду из ткани в клетку. Например, клетка "принца Уэльского", "принца Галльского", "Эстерхази".
 
Гобелен - художественно-декоративная ткань, изготавливаемая машинным способом. Ткань названа по французской королевской мануфактуре, учрежденной в 1662 году в Париже на улице Гобеленов - мастеров, красильщиков пряжи. Тогда они производили гобелен ручным способом. В настоящее время ткань используется для обивки мебели, на портьеры, а также для жакетов, сумок. Из более тонкого гобелена шьют платья, галстуки и шарфы. Материал неяркий, волокна окрашены натуральными красителями. Для орнаментов используются разнообразные мотивы, подражающие коврам-картинам XV-XIX века.
 
Гризет - в старину легкая дешевая ткань, платье серого цвета. Материал шелковый или шерстяной одноцветный с тканым рисунком. Сначала был только серого цвета, но в XIX веке изготавливался также красным, зеленым, синим.
 
Гриделин - ткань серого цвета в мелкую полоску, чаще в черную, иногда - в белую. В XIX - начале XX века название относилось только к шерстяным тканям. Из гриделина шили визитные брюки. Сейчас название ткани исчезло из употребления, хотя подобные материалы продолжают выпускаться.
 
Гро - в старину название шелковых, самых плотных тканей: гро-гро, гроденапль, гродетур.
 
Дама - плотная одноцветная ткань с вытканным узором из любого сырья. Термин восходит к сирийскому городу Дамаск, где начали производить ткани такого типа. Обычно все ткани типа дама были двусторонними, их можно было использовать как с одной, так и с другой стороны.
 
Дамаск - шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань полотняного или крепового переплетения, иногда в комбинации с атласом. Хлопчатобумажный Дамаск используется для изготовления женского белья, в декоративных целях, шелковый - в основном для декорирования изделий.
 
Дамаскет - ткань, похожая на парчу с атласным фоном и золотыми цветами.
 
Дамассе - в переводе с французского - "узорчатый". Пластичная, обычно шелковая ткань, на блестящей поверхности которой располагается матовый рисунок. Дамассе, как и другие жаккардовые полотна, традиционно применялась для подкладки, обивки мебели, но в последнее время все чаще используется для изготовления нарядных блуз и платьев.
 
Дамаст - хлопчатобумажная ткань белого цвета с блестящим цветочным узором по матовому фону.
 
Деним - очень прочная, плотная хлопчатобумажная ткань для джинсов. Известна с конца прошлого века, тогда и возникло ее название, которое в переводе с французского означает "из Нима". Ним - город во Франции, где создали эту ткань для рабочей одежды. Скотоводы-ковбои Америки, куда деним экспортировали, оценили ткань по достоинству и с удовольствием носили брюки и куртки, сшитые из нее.
 
Джерси - название группы плательных тканей из тягучего тонкого шерстяного трикотажа, а также трикотажная шерстяная или шелковая ткань и изделия из нее.
Например, римское джерси - тяжелый малоэластичный двусторонний трикотаж, чаше всего из высококачественной натуральной шерсти, имеющий с обеих сторон лицевые петли. Ткань названа так по английскому острову в проливе Ла-Манш.
Широкому распространению этой ткани мы обязаны Шанель. Именно она в 1916 году рискнула скупить у изобретателя материала Родье джерси, произведенное им для одежды спортсменов. Ткань не пользовалась спросом. Ее сочли жесткой, малоэстетичной, бежевый цвет, в который она была окрашена, назвали бедняцким. Шанель сшила из этой ткани пальто свободного покроя, без каких-либо украшений. Потом появилось платье-рубашка тоже из джерси.
 
Диагональ - шерстяная или хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения с характерным тканым рисунком - косыми выпуклыми рубчиками. В XX веке ткань темно-синего или защитного цвета используют в основном для шитья форменной одежды.
 
Драдедам - очень легкое сукно полотняного переплетения, обычно светлое, иногда с орнаментом в полоску. В XIX веке имел спрос у городской бедноты - из ткани шили одежду, платки. В XX веке ткань вышла из употребления.
 
Драп - очень толстая и мягкая шерстяная или полушерстяная ткань с ворсистой изнаночной и гладкой лицевой поверхностью. Из него чаще всего шьют пальто, не имеющее сложных деталей.
 
Дюветин - ткань атласного переплетения из хлопка или вискозы с утолщенными уточными нитями. После крашения ткань начесывают, и она становится шероховатой. Дюветин называют еще фальшивым бархатом.
 
Дюшес - благородная, очень блестящая гладкая ткань из шелка или искусственных волокон, которая используется для вечерних платьев или в качестве подкладки для высококачественной женской одежды.
 
Елочка, ткань в елочку - узор на ткани напоминает елочки. Переплетение волокон - по рубчику и диагонали.
 
Жаккард - ткань, названная по фамилии французского изобретателя Ж. М. Жаккарда. Около 1800 года он создал машину для выработки крупноузорчатых тканей за счет раздельного управления каждой нитью основы. Получавшиеся в результате этого узоры были названы его именем.
 
Жоржет и креп-жоржет - ткань из сильно перекрученных нитей креповой крутки имеет неровную, мелко структурированную поверхность. Ткань мягкая, струящаяся, на ощупь - песчаная.
 
Замша - мягкая кожа, выделанная дублением и пропиткой жирами из шкур телят, коз и оленей. Имеет бархатистый вид. Как ткань используется для пошива верхней одежды.
 
Зефир - тонкая нежная хлопчатобумажная ткань из отбеленной скрученной пряжи в виде мелких клеток, а также шерстяная ткань из лучших пород овечьей шерсти. Она кажется мягкой и струящейся. Из ткани шьют рубашки и блузки.
 
Каламкар - ситец ручной набивки.
 
Камка - двусторонняя узорная шелковая тонкая ткань. Сочетание сатинового и полотняного переплетения создавало особый оптический эффект. В XVI-XVII веках из камки шили шубы, кафтаны, телогреи, шапки, рукава, кушаки, штаны, чулки, наволочки, одеяла. С XVIII века камку стали называть штофом. В XIX веке название ткани вышло из употребления.
 
Камлот - плотная шерстяная или полушерстяная ткань обычно темного цвета. Известна в России с XVIII века, сырьем для нее служила верблюжья шерсть. Одежду из камлота могли позволить себе лишь состоятельные люди. Ныне камлот забыт, хотя подобные ткани из верблюжьей шерсти продолжают выпускаться.
 
Камчатка - узорная льняная ткань для столового белья, полотенец.
 
Канифас - плотная хлопчатобумажная ткань с рельефным тканым рисунком в виде полос.
 
Каракуль - шкурки ягненка в возрасте 1-3 дней каракульской породы, ценный мех, отличается очень упругим, плотным, шелковистым, блестящим волосяным покровом, образующим завитки различной формы.
 
Каракульча - шкурки ягнят-недоносков (утробного развития 4,5-5,5 месяцев) каракульской породы овец. Ценный мех, отличается низким блестящим шелковистым волосяным покровом с более или менее выраженным муаровым рисунком.
 
Кашгора - благородная ткань из шерсти кашгорской козы, разводимой в Новой Зеландии. Ткань обладает блеском и легкостью кашемира и очень прочна.
 
Кисея - тонкая редкая ткань, в настоящее время хлопчатобумажная. Кисея выпускалась цветной, расшитой шелком или другими цветными нитями.
 
Клоке - двухслойная ткань с пузырчатой поверхностью, сотканная на двух основах, которые располагаются одна над другой. Ее делают из шерсти, хлопка или искусственных волокон. Нижняя сторона ткани - гладкая, натянутая, а верхняя имеет выпуклый, пузырчатый рисунок. Из нее шьют куртки, платья. С эффектом клоке выпускают и хлопчатобумажные ткани - их подвергают специальной обработке, чтобы добиться эффекта жатости, шероховатости. Клоке нельзя утюжить.
 
Коверкот - плотная ткань саржевого переплетения с характерными мелкими точками на темном фоне, очень похожа на габардин. Вырабатывается шерстяной, полушерстяной, штапельный и бумажный коверкот. В России ткань появилась в конце XIX века. В середине XX века ткань считалась престижной, одежду из нее в сочетании с велюровой шляпой носили солидные советские служащие.
 
Кожа - выделанная кожа животных. Уже в Древней Греции из кожи делали обувь. В VIII веке до нашей эры из нее изготавливали перчатки. В XVIII веке из кожи производили как обувь, так и головные уборы, штаны. Позже ее используют еще более широко. Первые автомобилисты и авиаторы были одеты в кожу с головы до ног, В 1965 году Пьер Карден широко использует этот материал для своих изделий. В конце XX века из кожи шьют даже вечерние платья в пол,
 
Коленкор - дешевая бумажная ткань типа плотного миткаля, белая или одноцветная. Ее название может происходить от французского слова calicot - бумажная ткань из индийского города Калькутта (который называли Каликута). Или от слова calencar, заимствованного из персидского kalamkar - названия крашеной ткани, завозимой с Востока. Белый коленкор шел на рубашки, белье, а цветной - на подкладку. Коленкор был очень широко распространен в XVIII-XIX веках. В конце XX века использовался в качестве бельевой ткани.
 
Кракле (в переводе с французского - потрескавшийся). Поверхность этой ткани напоминает креп и имеет пузырчатую структуру. Это ткань из хлопка или искусственных волокон, поэтому хорошо подходит для блузок и платьев.
 
Крашенина - грубый крашеный холст. В XIX веке из крашенины шили крестьянские рубахи.
 
Крепы - название очень большой группы тканей, которые вырабатываются из разных волокон, но все они имеют мелкошероховатую поверхность. Эффект крепа достигается, во-первых, за счет очень сильной крутки волокон; а во-вторых, нерегулярною скрещивания нитей. Семейство крепов включает в себя: креп-жоржет, крепдешин, креп-сатин, креп-марокен.
 
Крепдешин - нежная шелковая ткань, приобретающая свой типичный матовый вид при использовании особого вида переплетения.
 
Креп-жоржет - обычно шелковая очень тонкая и прозрачная ткань, имеющая общие черты с шифоном и крепдешином. Но креп-жоржет плотнее и зернист на ощупь.
Шерстяную ткань, полученную этим видом переплетения, тоже называют жоржетом.
 
Креп китайский - шелковый, набивной креп.
 
Крепон - шерстяной креп.
 
Креп-марокен - шелковый, плотный и мягкий, однотонны!! или узорчатый креп.
 
Креп-рашелъ - креп золотистого цвета.
 
Креп-сатин - шелковый креп, мягкий, обычно однотонный, отличающийся сочетанием шероховатой поверхности с одной стороны и гладкой блестящей с другой.
 
Кретон - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения (нить утка несколько тоньше нити основы). Из предварительно окрашенной пряжи, с текстильным орнаментом в виде клетки или полос. В XIX веке использовался очень широко для одежды менее обеспеченных людей, а также в качестве обивки мебели.
 
Кринкл, крэш - жатые ткани. Складки часто замяты в долевом направлении и выражены более или менее сильно.
 
Кримплен - одно из синтетических полотен. Объемное, пластичное, мягкое. Не мнется, легко стирается. Первое время пользовался невероятной популярностью, однако в последние годы уступил всякого рода смесовым тканям, которые больше напоминают натуральные ткани.
 
Кружево - полоска или кусок текстиля, получаемого путем шитья, вязания или плетения. Кружево появилось в Европе на рубеже XV-XVI веков. Первое кружево шилось иглой, называлось оно "стежок в воздухе". В России первые кружева были металлическими, из золотых и серебряных нитей - ими отделывали одежду знати. В 1837 году была изобретена машина для изготовления кружев. Они стали дешевле и пошли на отделку женского белья. Кружевное полотно - прозрачная ажурная ткань с рисунком, образуемым путем сочетания уплотненных и разряженных мест с отверстиями, которые получаются за счет сплетения нитей.
 
Кумач - бумажная ткань, как правило, ярко-красного цвета (от арабского "кумаш"). В старину бытовал синий и другого цвета кумач.
 
Лавсан - полиэфирное волокно, которое идет для производства тканей, одежды и других изделий. Название получил от сокращения: Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук СССР, где это волокно было впервые получено.
 
Ламе - в переводе с французского - металлическая пластина. В ткань вплетены блестящие нити. Поверхность имеет металлический блеск.
 
Лайка - особо мягко выделанная кожа, идущая чаще всего на изготовление перчаток. Лучшие сорта лайки делали из кожи новорожденных козлят, худшие - из кожи ягнят, самые низкосортные - из овечьей кожи. Лайка должна быть очень эластичной, хорошо растягиваться и вновь принимать первоначальную форму, сохранять на лицевой поверхности мягкий блеск. Надеть настоящие перчатки из лайки было очень трудно - они плотно облегали руки, без единой морщинки.
 
Лаке - гладкая блестящая ткань, используемая для шитья верхней одежды, сумок.
 
Латекс - ткань из резиновых волокон.
 
Ластик - плотная тонкая хлопчатобумажная ткань атласного переплетения с гладкой блестящей поверхностью. Из него шьют платья.
 
Лоден - шерстяная очень плотная ткань. Она напоминает сукно, но мягче его и тоньше. Тонкий лоден начал производиться в XX веке и был особенно популярен в 70-е годы.
 
Люрекс - недорогая блестящая тягучая ткань из металлизированных нитей. Блеск достигается наложением фольги или синтетической пленки.
 
Люстрин (от французского - блеск, глянец) - блестящая жестковатая шерстяная ткань различных оттенков. Для придания блеска готовую ткань подвергали специальной обработке. Более тонкие сорта люстрина шли на изготовление женской одежды, а более плотные - для мужской. В 1920-30-е годы люстриновый пиджак носили мелкие служащие с мещанскими претензиями на интеллигентность. Производство люстрина прекратилось в 1940-е годы. Среди современных тканей аналогов не существует,
 
Мадаполам - тонкая плотная бельевая хлопчатобумажная ткань, сорт отбеленного миткаля высшего качества. Название получила по местечку Мадаполлам, пригороду Нарсопура в Индии. Обычно из мадаполама шили наволочки, которые украшали вышивками, кружевом, лентами. Множество подушек в таких наволочках выкладывали на кроватях в купеческих и мещанских семьях - это якобы свидетельствовало о достатке. В конце XX века мадаполам выпускают в виде мерного полотна для постельного белья.
 
Маркизет - прозрачная бумажная или шелковая ткань из высококачественных крученых нитей. Родом из Франции, где "маркизой" называется наружный навес у окна для защиты от солнца (его делают из бумажной ткани).
 
Марля - хлопчатобумажная ткань очень редкого полотняного переплетения. Получила название по городу Марли, около Версаля во Франции. Марлю окрашивали в зеленый, серый или синий цвет. Использовали для чехлов, для обтягивания оконных рам. Сейчас марля применяется исключительно в медицинских целях. Но в 1970-е годы была популярна марлевка, почти такая же редкая ткань, что и марля. Ее выпускали как однотонной, так и разноцветной.
 
Матлассе - искусственный или натуральный шелк с жаккардовым, словно вышитым рисунком. Ткань очень напоминает клоке.
 
Миткаль - простая и дешевая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. У арабов "миткаль" - мера цены и веса. Ткань обычно делали из неотбеленной пряжи. После отбеливания ткани и пропитки ее клеем или крахмалом получали коленкор, после нанесения рисунка - ситец. После окрашивания - кумач. Современный миткаль производится из более тонкой пряжи, из него после: соответствующей обработки получают ситец, мадаполам, муслин.
 
Молескин - толстая хлопчатобумажная ткань атласного или саржевого переплетения с начесом на внутренней поверхности ткани. Название произошло от английских слов mole - "крот" и skin - "кожа". Из него шьют рабочую, спортивную, специальную, домашнюю, форменную одежду, верх обуви. До конца 1950-х годов из молескина изготавливали лыжные костюмы.
 
Муар - в переводе с французского - смоченный водой с прожилками. Шелковый или искусственный репс, имеющий блестящий рисунок на матовом фоне. Он напоминает узор, который можно увидеть на продольном срезе дерева. В XX веке муар снова вошел в моду. Из муара шьют нарядные платья, используют его и в качестве подкладки. Менее дорогой муар с повторяющимся узором, как на набойке. Дорогой муар - с постоянными вариациями узора.
 
Муслин - легкая, тонкая и мягкая ткань, хлопчатобумажная, льняная, шерстяная или шелковая, нетуго вытканная и ворсистая. Название материала происходит от французского слова mousselline; сама ткань попала в Европу из иракскою города Мосула. Муслин называли также кисеей. В прошлом веке лучший муслин завозился из Англии и Индии, Муслин пользовался популярностью до 1910 года.
 
Нанка - грубая хлопчатобумажная ткань из толстой пряжи саржевого переплетения, обычно желтоватая с красноватым отливом. Название получила по городу Нанкину в Китае, откуда ее завозили в XIX веке. Ткань использовали очень широко - как для шитья одежды, так и в технических целях. В XX веке ее применяли как основу для шлифовальных шкурок.
 
Оксфорд - полосатая или клетчатая ткань, обычно хлопчатобумажная, для шитья сорочек, рубашек. Названа по городу Оксфорду в Англии.
 
Органди - очень тонкая, прозрачная, довольно жесткая хлопчатобумажная ткань или искусственный шелк. В далеком прошлом была завезена из Восточной Индии. В последние годы мода вновь обратила на нее внимание. Используется для вечерних блузонов и жакетов, которые носят поверх топов или бюстье.
 
Органза - легкая прозрачная ткань с мягким скромным блескком. Сначала была только шелковой, теперь ее изготавливают из полиэстера.
 
Парча - узорная ткань сложной выработки, часто с продернутыми золотыми или серебряными нитями. Сначала ввозилась в Россию из Ирана и Турции, позже - из Италии и Франции. Однако уже в XVIII веке парчу изготавливают в России.
 
Пепита - ткань в мелкую черно-белую или коричнево-белую клеточку. Ее ткут, используя для основы и утка пряжу разных цветов. В отличие от клетки "куримой лапки" у диагональных ромбов пепиты нет вытянутых удлиненных углов. Из шерстяной ткани шьют женские костюмы, мужские пиджаки, пальто, в частности детские. Хлопчатобумажную ткань с рисунком пепита используют в детской одежде.
 
Перлон - ткань из полиамидных волокон. Эта ткань поступала в Россию начиная с середины 1950-х годов. Ткани из отечественных волокон такого типа назывались капроном, материалы, производимые в Польше, - стилоном, в ГДР - дедероном, в Японии - амиланом. А начиналось производство в США с нейлона, полученного в 1930-х годах. Из перлона шили блузки, мужские сорочки. Ткань хорошо отстирывалась, быстро высыхала, не мялась, но не была гигроскопичной.
 
Пике - в переводе с французского - стегать, прошивать. Хлопчатобумажная и из искусственного шелка ткань, лицевая сторона которой в виде рубчиков или сот. Эта ткань с пластичной поверхностью производит впечатление скорее жесткой. Выпускается в двух вариантах; гладкокрашеная и набивная. Ьемъш жилет из пике был обязателен к вечернему мужскому костюму. Широко используется ткань в детской одежде. Из пике шьют классические белые воротнички.
 
Плюш - ворсовая ткань с удлиненным до 8 мм ворсом на лицевой стороне. Ворс может быть шелковым, шерстяным и хлопчатобумажным, полотно же во всех случаях вырабатывается из хлопчатобумажной ткани. Ткань известна р. России с XVI! века. Примерно с 1870 года получил распространение жакет из плюшевой ткани, он сохранился в крестьянском быту до сих пор. Ткань используется для декоративных целей, для шитья женских платьев.
 
Поплин - прочная плотная, но не толстая ткань из мерсеризованного хлопка. Делается на шелковой основе и шерстяного или хлопчатобумажного утка, благодаря чему появляется мелкий рубчик на обеих сторонах ткани. Из поплина шьют мужские сорочки и детскую одежду.
 
Посконь - ткань из конопли, грубая и жесткая на ощупь, производилась только в крестьянских хозяйствах.
 
Равендук - ткань полотняного переплетения из различных видов пряжи. Сейчас производят льняной равендук под названием льняной холст. Для нее характерен серый фон с рисунком цветочных гирлянд из роз и других цветов или с мережкой. До конца 1950-х годов ткань широко использовали для шитья одежды, а также для украшения интерьера.
 
Ратин - шерстяная ткань саржевого переплетения, имеющая слегка волнистый ворс с характерными бугорками. Ратин известен в России с XVIII века. Ткань используют для шитья верхней одежды. Встречается как однотонный, так и разноцветный материал. Ратин лучшего качества называется ратинетом.
 
Репс - плотная тонкая ткань с неброскими ткаными вертикальными иии горизонтальными линиями, часто производимая из мерсеризованного хлопка или шелка.
 
Рогожка - плотная и прочная ткань, на которой при изготовлении с обеих сторон образуются квадраты, расположенные в шахматном порядке.
 
Саржа - грубая хлопчатобумажная, шелковая или штапельная ткань с диагональным расположением полосок на лицевой стороне.
 
Сатин - хлопчатобумажная очень гладкая, мягко падающая ткань с блестящей поверхностью. Подкладочный сатин - гладкая, тонкая, плотная и блестящая ткань из вискозы.
 
Серсукер - ткань, у которой вся поверхность или отдельные полосы напоминают древесную кору. У настоящей ткани с этим названием эффект достигается благодаря особому переплетению нитей, у фальшивой - благодаря химической обработке ткани. В 1950-е годы пользовался популярностью сатин-либертин с мелким цветочным рисунком.
 
Ситец - легкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, полученная в результате отделки миткаля. Используют для шитья легких платьев, женских, детских, мужских рубашек.
 
Скарлат - пурпурная ткань. Первое упоминание в русских источниках встречается в 1286 году, когда князь Владимир Васильевич купил село Березовичи за "пять локот" скарлата. Иван Данилович Калита, великий князь Владимирский, оставил сыну "скарлатное портище", а Иван Иванович (сын Калиты) завещал "опашень скарлатен". В то время сукно на Руси было, редкостью. Одежды из скарлата передавались по наследству и заносились в духовные книги.
Любопытно, что скарлатина, при которой наблюдается покраснение кожи, своим названием обязана ткани.
 
Сукно - шерстяная или полушерстяная ткань полотняного переплетения. Благодаря валянию и начесу приобретает поверхность, напоминающую войлок. При сваливании или глажении получается поверхность, близкая к фетру. Сукно пользовалось большой популярностью среди мужчин и женщин в XVIII-XIX веках.
 
Тафта - от персидского - блестящая. Чисто шелковая тафта - очень блестящая тонкая шелковая ткань, которая кажется жесткой и шуршит, когда ткань приходит в движение. Тафту изготавливают и из хлопка. Жесткость придается химической обработкой, и поэтому тафта сильно мнется. Ткань выпускали одноцветной двусторонней или узорчатой односторонней. Использовали для занавесок, пологов, ею крыли шубы, пускали на подкладку. Из яркой тафты шили сарафаны, платки, пышные нижние юбки.
 
Твид - ткань из грубой пестрой узловатой пряжи, имеющей вид ручной выделки. Основа и уток часто бывают разной окраски. Твид обычно бывает сдержанных тонов. Твид - первоначально грубая шерстяная красная ткань, гладкая или в виде саржи, часто клетчатая. Впервые стала вырабатываться в Шотландии на ткацкой фабрике Tweed Riwer, откуда и пошло название. Твид высокого качества вырабатывался и в Ирландии, из йоркширской пряжи, которую красили и отделывали в городе Донеголе. В наше время твид - это мягкая шерстяная ткань для костюмов и пальто. У англичан твид - это и костюм из твида.
 
Тик - плотная хлопчатобумажная или льняная ткань одноцветная и с широкими цветными продольными полосами. Используют для тентов, чехлов, наперников.
 
Трико - плотная шерстяная или смешанная ткань мелкоузорчатого переплетения, а также трикотажная одежда, плотно облегающая тело.
 
Трикотаж - машинная вязаная ткань, а также изделия из такой ткани.
 
Тюль - Тонкая сетчатая или узорчатая прозрачная ткань часто с сотовой структурой. В старину изготовлялась из хлопка и шла женские головные уборы. Названа по местечку Tulle на юго-западе Франции, где впервые началось ее производство.
 
Фетр - нетканая материя, получаемая валянием пуха кролика, зайца, реже - отходов меха пушных зверей ценных пород, овечьей шерсти. Применяется для изготовления шляп, беретов, обуви.
 
Фильдекос - ткань из туго скрученной хлопчатобумажной нити с шелковистым блеском. Из него делали мужские носки, женские и детские чулки, перчатки.
 
Фильдеперс - шелковистое трикотажное полотно из тонкой, круто скрученной хлопчатобумажной нити. Из нее выпускали носки, чулки, перчатки, белье. В начале 1950-х годов фильдеперс вытеснил капрон, более тонкий и прозрачный.
 
Фланель - собирательное название тканей из хлопка, вискозы или шерсти, с одно- или двусторонним начесом. Ворс ткани заметен, если провести рукой против него. Хлопчатобумажная фланель, или зимний хлопок, с геометрическим орнаментом используется для мужских спортивных рубашек, с цветочным рисунком - для детской одежды. Из шерстяной фланели шьют женскую одежду.
 
Флизелин - нетканая клеевая прокладка. Различается по толщине, мягкости.
 
Фризе - ткань с плюшевой поверхностью, напоминающей махровые ткани.
 
Фроте - ткань, из которой делают махровые полотенца, халаты, простыни.
 
Холст - льняная ткань полотняного переплетения. Из нее изготовляли рубахи, порты. Ее отбеливали, покрывали орнаментом или сохраняли белизну.
 
Чесуча - плотная шелковая ткань полотняного переплетения, имеет желтовато-песочный цвет. Вырабатывается из неравномерных по толщине нитей натурального шелка особого сорта - туссора. Так же называют простую хлопчатобумажную ткань.
 
Чинц, или английский ситец - лощеная хлопчатобумажная ткань, поверхность которой производит, впечатление натертой воском. Ткань имеет рисунок на светлом фоне, глянцевую отделку лицевой стороны. Не пачкается и не смачивается водой. Используется для декоративных целей.
 
Шанжан - ткань с разноцветными нитями основы и утка, которые создают двухцветный переливчатый эффект. Ткань производят из натурального или искусственного шелка.
 
Шевиот - мягкая шерстяная ткань саржевого переплетения, сотканная довольно редко. Ее подвергают валянию и стрижке. Шевиот бывает только одноцветным - серым, черным, синим. Используется в основном для шитья верхней одежды.
 
Шелковый батист - хлопчатобумажный батист, приобретающий при специальной обработке шелковистый блеск.
 
Шениль - тяжелая, напоминающая бархат ткань с двусторонним ворсом.
 
Шифон - очень тонкая, нежная, струящаяся ткань из пряжи креповой крутки, из шелковых или химических волокон с неровной поверхностью. На ощупь напоминает песчаную. Шифон - самая легкая ткань, но она и очень непрочная. Сначала был известен хлопчатобумажный шифон. Начиная с 1900-х годов распространяется шелковый гладкокрашеный шифон. С середины XX века в моде набивной шелковый шифон, а хлопчатобумажный забыт.
 
Шотландка - ткань с симметричными клетками из узких и широких полос узора, многоцветными или тон в тон. Еще в эпоху появления железа кельты ткали клетчатые узоры из высококачественной шерсти. Причем у каждого клана был свой рисунок ткани. Главный герольд, хранитель гербов и старшинства кланов, внимательно следил за соответствием рисунка шотландки. В 1746 году после битвы у Инвернесса англичане специальным указом запретили шотландку, как и вообще шотландский национальный костюм. Лишь в 1782 году запрет был снят, но за эти годы были утрачены традиции обработки и окраски ткани. Постепенно налаживалось ее производство, и сейчас шотландка пользуется большой популярностью у кутюрье. В коллекции осенне-зимнего сезона на 2000 год Жана Поля Готье широко представлены изделия из знаменитой шотландки, в том числе килты - мужские юбки с запахом.
 
Штапель - мягкая шелковистая, разнообразной окраски ткань из шелковистого волокна. Широкое распространение получила в середине XX века из-за относительной дешевизны. Ткань обладает одним недостатком - сильно садится после стирки.